У благополучной семьи жителей Тетеревской территориальной общины отобрали троих детей и поместили в приют. Это событие, как потом выяснилось, не такое уж нелепо-дикое – семья была наказана за строптивость. И это хорошо характеризует отношения между местной властью и селянами, формирующиеся в некоторых территориальных общинах по типу: «я – пан, ты – быдло».
В Тетеревской территориальной общине пророс феодализм?
Двое суток я раздумывал, в чем самая-пресамая суть события, о котором собираюсь рассказать. По-моему, вот в чем: децентрализация и создание объединенных территориальных общин в их нынешнем виде оказалась не чем иным, как возрождением феодальных отношений: не понравились барыне непокорные холопы – так, забрать у них детей, пусть покорятся и на коленях просят, чтоб вернули! По крайней мере, логика происшедшего в Тетеревской ОТГ видится именно таковой.
Светозара (по паспорту – Елена) Батенькова пришла на встречу с журналистом босиком. Я поинтересовался, всегда ли она ходит босиком? «Всегда, – с улыбкой ответила она. – Однажды сняла промокшие туфли во время дождя – понравилось, и больше обувь не одевала». Ее супруг, который тоже представился Светозаром (его настоящее имя Дмитрий Шевелюк), был в туфлях. Показался нервным и напряженным. Но у него есть для этого причины: его унизили – у него, сильного мужчины, отобрали детей.
– Пришли четверо человек. Сказали, что, если мы не отдадим детей добром, заберут силой, – рассказывает Дмитрий.
Думается, долго не стоит описывать жизненные принципы, которыми руководствуются в этой семье: Батеньковы-Шевелюки стремятся максимально сблизиться с природой, вести здоровый образ жизни, жить по заветам славянских предков, а также не есть мясного, не употреблять алкоголь. И еще: не мешать детям познавать окружающий мир и учиться существовать в нем. Они не называют себя экопоселенцамиили там «анастасиевцами» – просто живут в соответствии со своими принципами в доме мамы Светозары в Буках (в 30 км от Житомира).
Дмитрий-Светозар – 40-летний военный пенсионер, занимается целительством и йогой. 39-летняя Елена-Светозара имеет диплом педагога (красный, с отличием), но по специальности не работала. Она мастерит обереги, воспитывает троих детей и – снова беременна. При всех странностях и стремлении построить в себе мир, существенно отличающийся от окружающего, эти люди вовсе не выглядят сумасшедшими, а уж, тем более, асоциальными. Но «белыми воронами» выглядят, и даже очень.
«Здесь матюкаются и курят»
Мы встретились возле Житомирского областного центра социально-психологической реабилитации детей «Солнечный дом», где сейчас находятся трое детей Елены-Светозары и Дмитрия: 11-летняя Богдана, 7-летняя Ангелина и 4-летний Лёва. Родители принесли им вегетарианский завтрак. Интересуюсь у Светозары, как познакомилась со своим суженым.
– Он искал и нашел. Познакомились в интернете. Тогда моей Богдане был годик. Мы вместе с Дмитрием уже 10 лет.
Родители и дети встретились в игровой комнате «Солнечного дома». Дети произвели очень хорошее впечатление: активные, развитые, улыбчивые. Лёва носился от игрушки к игрушке, скакал по своему отцу, и поймать в кадр его было почти невозможно. Спрашиваю у Богданы, как им тут живется. «Нормально. Но мы хотим жить дома с родителями. Здесь матюкаются, курят и еще здесь не так часто выпускают на улицу и нельзя ходить, где захочешь. А еще я скучаю за своими зверями. У меня дома есть морская свинка и котенок», – честно ответила девочка.
На вопрос, правда ли их с сестрой и братиком дома плохо кормят, она ответила, что это неправда.
Вот мнение психолога «Солнечного дома» Аллы Булуй: «Развитие детей соответствует их возрасту. Они контактные, коммуникабельные, открытые. Очень быстро адаптировались к новым условиям. Я не видела, чтобы они часто плакали”
«Я ей дала шанс на 4 месяца, чтобы она исправилась»
Еду в Тетеревский сельсовет, чтобы спросить у председателя Валентины Ильницкой, почему она подписала распоряжение об изъятии детей из далеко не самой неблагополучной семьи.
– Да, я подписала такое распоряжение, – признала Валентина Ильницкая. – Потому что мама должна быть мамой, чтобы дети не бродяжничали по селу и не просили есть. Невозможно зайти в Буки! Все говорят: «Делайте что-то с мамой этой!» Мы вызывали ее на исполком, работали с ней полтора года… Мама сказала, что детей в детсад не сдаст, потому что их там неправильно кормят, у них особое питание, хотя старшая девочка приходит в школу, чтобы наесться там. И вы после этого спрашиваете, почему я изъяла? Я ей дала шанс на 4 месяца, чтобы она исправилась. Я не лишила ее родительских прав – таких полномочий у меня нет. А мама должна понять, принять во внимание это все и не говорить, что у нее два высших образования и как воспитывать детей, она знает сама. Мы живем в обществе и должны воспитывать так, как общество диктует, а не так, как мама хочет. Она бросает детей и уходит на целый день. Пусть сидит дома и смотрит за детьми! А если мы предложили отдать их в садик, будь добра, отдай! Тогда они будут под присмотром хотя бы до шести вечера. Не должно быть, чтобы ребенок приходил в школу в 10 часов, а если я предлагаю подвезти в школу, они убегают… Почему она на сажает детей в школьный автобус? Она безответственна! А как дальше будет развиваться ситуация, решит суд.
Я поинтересовался, у скольких семей сельских алкоголиков Тетеревской ОТГ местная власть забрала детей.
– Пока ни у кого, – признала В.Ильницкая. – Ведется работа. Все упрашиваем… Понимаете, забрать ребенка из семьи – это взять на себя большую ответственность. Я не сторонник того, чтобы забрать всех детей…
По данным Валентины Ильницкой, в Тетеревской ОТГ 13 неблагополучных семей, у которых проблемы с алкоголем и у которых детей не отбирают.
Мне, как журналисту, по несколько раз в год приходится бывать в семьях, где женщины-алкоголички рожают детей, чтобы потом пропивать их пособия. Малыши у таких родителей часто имеют пороки развития как умственного, так и физического, они видят лишь грязь, слышат лишь ругань и им нечасто удается поесть. Они сгорают в пожарах по вине своих родителей, замерзают, брошенные на несколько суток без присмотра и без еды в нетопленых хатах, а те, кто выживает, идут по стопам своих родителей – от попойки к похмелью. И с такими родителями годами «работают» сельсоветы и службы по делам детей! А те слезно обещают бросить пить, начать заниматься детьми… И всех эта игра устраивает (я потом скажу, почему).
«Нет, у нас не просили, а у соседей просили…»
В странной, но, подчеркиваю, здоровой семье Батеньковых-Шевелюков имеем здоровых, активных, развитых интеллектуально и физически детей, любящих родителей. Это исходя из того, что я сам увидел и услышал. Но мне рассказывают, что эти дети голодают, ходят по селу и просят у соседей что-нибудь поесть. О’кей, еду в Буки, чтобы пообщаться с такими соседями.
Сосед Юра. Нет, к нему дети Батеньковых-Шевелюков не приходили и не просили дать что-нибудь поесть. И вообще, эта семья ему жить не мешает.
Соседка Тамара. По ее словам, дети целый день без присмотра. «Бегают по соседям, просят кушать». Правда, у нее самой они не просили, но у других соседей, говорит, точно просили.
Соседи, живущие напротив Тамары, рассказали то же, что и она, добавив, что дети без сопровождения родителей ходят купаться на речку. Сказали и что ходят, просят есть, но с неохотой признали: «Нет, у нас не просили».
Соседка Оксана. У нее дети Светозары и Дмитрия есть не просили, но ее муж ей рассказывал, что у кого-то просили…
Итак, найти в селе Буки людей, у кого дети Батеньковых-Шевелюков попрошайничали, не удалось. Удалось лишь найти слухи. И тех, кому не по душе их образ жизни, найти удалось, но это буквально две-три семьи по соседству. Именно их фразы вплоть до порядка слов воспроизводят и председатель Тетеревской ОТГ, и руководство службы по делам детей Житомирской облгосадминистрации (читаем об этом ниже).
И еще один случай вменяется родителям Богданы, Ангелины и Лёвы – дети как-то обнаружились в Житомире без взрослых. Прохожие вызвали милицию, которая долго гонялась за ними, а потом вернула родителям. Спрашиваю у Светозары, так ли это?
– Мои дети поехали в Житомир отвезти свою шиншиллу человеку, который хотел ее купить. Я разрешаю им самостоятельно ездить в Житомир. Я позволяю им пользоваться деньгами. А за ними стали гоняться незнакомые взрослые. Они испугались и стали от них убегать…
…Вспомнил себя в детстве, в 11-летнем возрасте. Совершал ли с друзьями-мальчишками набеги на соседские абрикосы и шелковицы? Да. Бегал ли на речку без родителей купаться в ледяной воде? Да. Со школьных занятий сбегал? Да. А также: делал рогатки и пистолеты, стреляющие проволочными скобками, пугачи, бомбыиз спичечных головок и карбидные ракеты, бил окна мячами, дрался практически каждый день. И еще… на выходные, чтоб отдохнуть от школы и родителей, без сопровождения взрослых летал на рейсовом самолете к бабушке за 500 километров. Родители-авиаторы не видели в этом ничего сверхъестественного. Может, и меня следовало отобрать у них, потому что какой-нибудь сосед наш боялся воды, самолетов и скорбил по ободранному детворой абрикосу?
Что касается героев этой публикации, я увидел хороших детей, родители которых избрали свой путь к самосовершенствованию (пусть и довольно спорный), но оказались «белыми воронами». В средневековой Европе их бы ждал либо «кровавый навет» (изобретенный еще в Древнем Риме) – это когда политического противника, еретика или еврея обвиняют в ритуальных убийствах детей (оттуда, кстати, и «распятый мальчик», реанимированный российской пропагандой) и казнят, либо – обвинения в колдовстве и костер инквизиции.
В современной же Украине вполне хватило обвинений (навета) в том, что дети попрошайничают, и полномочий председателя сельсовета, чтобы отобрать у здоровых и дееспособных отца и матери детей. С точки зрения микрополитики, это очень выгодно: другие строптивые будут знать, «кто здесь хозяин», каким тоном разговаривать с паном председателем; кандидаты на изъятие детей будут знать, как голосовать на очередных выборах; остальные же должны знать, что к ним тоже могут прийти по «навету», и помалкивать, если вдруг увидят и услышат то, чего видеть и слышать не должны. Председатель ОТГ обрастает покорным электоратом, большинством в сельсовете (в нем лишь 22 представителя – ключик к каждому можно найти) и становится владетелем земель и душ. Феодализм!
Круг замкнулся на сельсовете
Далее направляюсь в службу по делам детей Житомирской облгосадминистрации и интересуюсь, почему у непьющих, социально здоровых родителей отобрали детей. И – опаньки! Руководитель службы Елена Савельвева тут же перевела стрелку на Тетеревскую ОТГ. По ее словам, «только орган, который принимал решение отобрать детей и подал иск в суд, вправе комментировать, почему они так поступили для защиты прав детей. А окончательное решение будет принимать суд». Круг замкнулся. После настоятельных просьб и угрозы переадресовать вопросы главе Житомирской облгосадминистрации Игорю Гундичу, А.Савельева пригласила в кабинет сотрудницу службы, заместителя начальника отдела Аллу Добровольскую и поручила ей комментировать.
По ее словам, столь радикальный шаг по отношению к детям Батеньковых-Шевелюков был сделан, потому что имелась угроза здоровью и жизни детей. Дети находились без родительского надзора. Сами неоднократно ездили в город… «Мы разговаривали с родителями. Родители не реагируют. То, что у них забрали детей, родители мотивируют реакцией государственной власти и местного самоуправления на свою необычность. Я могу ответственно сказать, что этот факт абсолютно не является основанием для того, чтобы отобрать детей. …Если дети безнадзорны, если не питаются, не одеваются должным образом, не обеспечиваются другие их права, это для нас является основанием полагать, что детей необходимо отобрать. Это не самосуд и не самоуправство».
На мой вопрос, выезжала ли на место Алла Леонидовна, чтобы убедиться в правильности действий руководства Тетеревской ОТГ, она честно ответила «нет». И с родителями Лёвы, Ангелины и Богданы она тоже не беседовала. То есть, на областном уровне попросту воспроизводится все тот же навет о голодных детях-попрошайках…
…Не скажу, что я считаю Светозару Батенькову и Дмитрия Шевелюка с их идеями идеальными родителями. Не считаю я вместе с большинством специалистов и что вегетарианство – как раз то, что нужно растущему организму ребенка. Я также не понимаю, к какому будущему готовят своих детей Светозара и Дмитрий. Но асоциальными субъектами эти дети не вырастут точно. Но Светозара и Дмитрий смеют перечить председателю ОТГ и напоминать, что у них тоже есть дипломы о высшем образовании!
Похоже, именно за это их решила покарать председатель Тетеревской объединенной общины Валентина Ильницкая – слишком умничают, а там, глядишь, и другие бросят пить и начнут интересоваться своими правами…
Семья воссоединилась на час-полтора в детском приюте
4-летний Лёва не хочет, чтобы папа уходил
Сотрудник областной службы по делам детей Алла Добровольская не может объяснить, почему с Батеньковыми поступили столь радикально
Председатель Тетеревской объединенной территориальной общины Валентина Ильницкая признала, что из семей алкоголиков детей не изымают
Соседка Оксана утверждает, что дети Светозары Батеньковой просят по селу еду, у нее не просили, но люди рассказывали…
Свой дом дети декорируют сами