Двадцать пять лет назад не стало Анастасии Ивановой – супруга артиста Бориса Невзорова погибла при ужасающих обстоятельствах: молодую актрису дважды ударили ножом и удушили удавкой. Спустя много лет выяснилось, что жертва была знакома со своим убийцей и даже накрыла для него стол за несколько минут до собственной смерти. Кто же расправился с Ивановой – едва вспыхнувшей звездой картины «Не могу сказать «прощай»»?
Анастасия Иванова осталась в памяти коллег, критиков и зрителей актрисой одной роли. Однако вовсе не из-за отсутствия таланта, и не из-за споров с режиссерами. Причина оказалась гораздо более трагичной – в 1993 году жизнь Ивановой оборвалась.
За 35 лет до этого, в июле 1958 года в южном городе Адлере в семье обычных тружеников появилась на свет дочка. Малышку решили назвать Анастасией. И с каждым годом девочка, взрослея, демонстрировала родителям не только дневник с хорошими оценками и примерным поведением, но и упорство, твердый характер и умение идти к своей цели. Судьба вознаградила Настю за настойчивость – в 1975 году Иванова отправилась в Москву и вскоре поступила в Школу-студию МХАТ, на курс Виктора Монюкова.
Студенческие годы ознаменовались новыми знакомствами, интересными знаниями и блестящими перспективами. Педагоги были уверены, что уж кто-кто, а Настя Иванова точно покорит театральные подмостки и кинематограф, и влюбит в себя немало зрителей.
Но жизнь распорядилась иначе… После окончания учебы, в 1979 году, Анастасия оказалась в числе тех выпускников, которые оказались невостребованными в московских театрах. Однако молодая артистка не стала унывать – попав во Владимирский театр драмы, она очень быстро стала одной из ведущих артисток труппы. Особенно запомнилась местным зрителям в ее исполнении Мария из «Вестсайдской истории».
Впрочем, долго засиживаться в провинциальном Владимире Настя не стала. Очень скоро она вернулась в столицу. В Москве ее приняли сразу в Новом драматическом театре, а позднее зачислили в труппу театра «Сфера». Тут-то и появился шанс прославиться в кинематографе.
В начале 80-х молодую актрису пригласили сыграть главную героиню в фильме «Не могу сказать «прощай»». Картина стала, выражаясь современным языком, настоящим хитом сезона – в кинотеатрах ее посмотрели почти 35 миллионов зрителей. Трогательная история о молодом человеке, который в результате несчастного случая оказался прикован к постели, и о девушке, которая своей любовью буквально вернула его к жизни, пришлась по вкусу и критикам, и обывателям. Огромное значение в успехе этой ленты имела искренняя игра Анастасии Ивановой. Не будет преувеличением сказать, что после картины «Не могу сказать «прощай»» у актрисы появились по-настоящему звездные перспективы. Примечательно, что в тот же период времени девушка начала встречаться с коллегой – актером Борисом Невзоровым.
– Она никого другого, кроме Бори, не видела, и была закрыта для других отношений, – вспоминал партнер Ивановой по ленте «Не могу сказать «прощай»» Сергей Варчук.
Невзоров и сам помнит, с каким трепетом они с Настей относились друг к другу в самом начале отношений.
– Первый раз я женился в 19 лет. Марине было 16. Такая романтическая любовь! Такие страсти! Я был просто болен: видел то, чего не было, и совершенно не замечал очевидного. А потом выздоровел и прозрел. Пережил полный крах иллюзий – и личных, и профессиональных: мои провинциальные взгляды никак не хотели мириться со столичной действительностью. Тогда я, проучившись три года, бросил Щепкинское училище, год работал дворником. Потом, слава Богу, очухался и поступил на первый курс Школы-студии МХАТ. Там-то и встретил новую любовь… Это была Настя Иванова. Она стала моей второй женой, женщиной моей жизни.
Казалось, жизнь Анастасии Ивановой вступила в счастливую и успешную фазу. Успех фильма «Не могу сказать «прощай»» был ошеломительным, а по окончании съемок артистка поняла, что беременна от любимого Невзорова. Вскоре влюбленные поженились, и у них родилась дочь Полина. Забегая вперед, добавим, что 17 лет спустя Полина Невзорова собралась поступить в театральный, но отец сумел ее отговорить.
– Дочь поступила в медицинский, тем самым реализовав мою собственную несбывшуюся мечту, – признался в одном из интервью Борис Невзоров.
Но вернемся в те годы, когда Анастасия Иванова только-только познала радость материнства. Казалось, стоит только малышке Полине немного подрасти, как Анастасия вновь вернется на съемочную площадку. Однако те несколько лет, которые у Ивановой выпали из профессии из-за необходимости заботиться о малолетней дочке, стали роковыми для ее карьеры. Когда она снова вернулась, оказалось, что в условиях грандиозных общественно-политических изменений в стране (речь идет о легендарной «перестройке») изменился и отечественный кинематограф.
Изменились фильмы, которые стали снимать, и изменились те типажи, под которые подбирали исполнителей. Скромные романтические героини, для которых идеально подходила Анастасия Иванова, были тогда не востребованы. Более актуальными считались актрисы с яркой внешностью, артистки-бунтарки. Так что после возвращения в кино Иванова снималась мало – можно вспомнить лишь фильм 1990 года «Мальчики».
Новой удачей могла бы, возможно, стать серьезная роль медсестры в завоевавшем позднее популярность зрителей фильме «Батальоны просят огня». Но Иванова хоть и прошла отбор на нее и даже успела сняться во многих эпизодах, режиссер вдруг решил заменить исполнительницу на другую актрису. Это сталь серьезным ударом для Анастасии.
Спасти ее от разочарования в своей актерской судьбе постарался муж – Борис Невзоров. Он уже давно думал попробовать себя в качестве режиссера и теперь решил снимать свой дебютный фильм «У попа была собака». Одну из ведущих ролей Борис отдал супруге.
Но до премьеры картины Анастасия, увы, не дожила.
За полчаса до смерти
Вечером 3 июня Невзоров вернулся домой и увидел страшную картину – окровавленная жена лежала на кухонном полу.
– Я толкнул дверь в квартиру. Было темно. И буквально натолкнулся… на Настю. Какой-то ужас обуял. Не помню, что я орал, что я кричал… – вспоминал позднее актер.
В тот же день в милицейской сводке появилось сообщение: «Труп 35-летней актрисы Московского театра-студии «Сфера» был обнаружен 3 июня вечеров в собственной квартире на Делегатской улице… На теле женщины было обнаружено 2 ножевых ранения, на шее – удавка…»
На дворе стояли лихие 90-е, правоохранители едва справлялись с огромным количеством дел, да и технологии тогда были далеки от современных. Преступник оставил всего одну улику, по которой, к слову, его и вычислили, но лишь много лет спустя.
В тот день Борис Невзоров отлучился из дому по делам. Их с Анастасией дочь Полина гостила у бабушки в Адлере. Иванова осталась дома одна. Вскоре к женщине пришел гость. Женщина открыла дверь, пригласила его войти и накрыла стол с угощениями. Его приход не вызвал беспокойства у Анастасии. Судя по всему, они были знакомы. За полчаса до смерти артистка спокойно разговаривала с матерью и дочкой. Еще через полчаса вернулся Борис. Позже он корил себя – приди он чуть раньше, может, ему удалось бы спасти жизнь любимой.
Вычислить убийцу удалось не сразу. Сначала арестовали совсем другого человека, и только спустя годы правоохранители вышли на след настоящего преступника. Отпечатки его обуви, обнаруженные в кухне Ивановой, нашли в картотеке Красноярска. Следы принадлежали Сергею Просветову. В молодости он был судим за убийство, отсидел десять лет. Его первая жертва – тоже актриса.
После освобождения Просветов перебрался в Москву. Он любил театр и в актерской среде имел немало знакомых, в том числе был довольно близко знаком и с Анастасией. За три года до описываемых событий от сердечного приступа скончался общий друг Ивановой и Просветова, Александр Савченко – коллега Анастасии по съемкам «Не могу сказать «прощай»». По версии следствия, гибель актера послужила предлогом для встречи. Убийца пришел к жертве, чтобы помянуть товарища в годовщину его смерти. О прошлом своего гостя Иванова не знала. Мужчина производил впечатление интеллигентного человека и заядлого театрала.
Что произошло между актрисой и ее гостем позднее – неизвестно. Следов борьбы в квартире не нашли. От преступника правды не успели добиться. Когда следователи доказали его вину и готовились арестовать преступника, он сам погиб. По роковому стечению обстоятельств, его тоже убили. Зарезали ножом!
Душегуба отправили на тот свет во время разгоревшейся бытовой ссоры 13-летний подросток, сын его любовницы. Защищая мать, мальчик нанес Просветову 17 ножевых ударов.
Дочь Ивановой, Полина, которой на тот момент было 8 лет, сильно переживала после смерти матери.
– Иногда приезжаешь на кладбище, смотришь – тут цветы стоят. Значит, ее не забывают, – говорит сегодня 33-летняя наследница покойной артистки.
Невзоров, несмотря на то, что после смерти Анастасии уже дважды успел побывать в загсе в качестве жениха, признается, что очень часто вспоминает Иванову.