Теперь, когда выборы закончились и мое высказывание не повредит “Умному голосованию”, хочу объяснить, почему я считаю эту затею ошибкой. Я говорю не о практических результатах, не о том, сработает “УГ” или не сработает. Удастся отобрать у партии власти сколько-то мест – прекрасно; не удастся – важность невелика.
Главный ущерб диктатуре, как обычно, нанесла она сама – своей непристойной суетой и шахермахерством, которое всем было видно и вызвало раздражение даже у людей аполитичных, пишет русский писатель Борис Акунин.
В 2021 году в российской жизни произошла существенная перемена: любая политическая деятельность стала невозможной. Это закономерная стадия эволюции, вернее деградации режима пожизненной диктатуры.
Время политики – выборных кампаний, демонстраций, митингов, легальных оппозиционных организаций – завершилось и снова наступит уже при совсем других обстоятельствах.
Ничего нового или уникального тут нет. Сто с лишним лет назад, при Александре III, происходило то же самое: революционеры посажены или выдавлены в эмиграцию, Россия под “совиными крылами”, самодержавие вроде бы победило – всех задавило, всё контролирует.
Но конец политической борьбы означает лишь, что противостояние перемещается на иную территорию, причем такую, где диктатура очень слаба. Главная борьба теперь будет не за депутатские мандаты, а за умы и сердца большинства (причем главным образом за сердца).
В этом виде состязаний путинский режим совершенно беспомощен. Он лжив, груб, вороват, продажен, идейно бесплоден. Его можно бояться, но уважать и тем более любить – во всяком случае бесплатно – невозможно.
Борьба перемещается из политики в область этики и эстетики. Честность и порядочность – против вранья и подлости, красивые поступки – против отвратительных.
Когда Алексей Навальный вернулся, чтобы сесть в тюрьму – это был очень красивый поступок, который вызвал уважение даже у людей, не имеющих твердых политических взглядов. В них, в этих людях – а это сегодня большинство населения – ключ. И любые действия, увеличивающие в России число сторонников демократии, – это правильные действия, а любые действия, заставляющие обычного, неполитизированного человека морщиться, создающие у него ощущение чего-то нечистоплотного, – во вред делу.
Проблема “Умного голосования” именно в этом: оно заставило очень многих морщиться. Оно создавало впечатление какого-то несимпатичного махинаторства. Голосовать за сталиниста, чтобы насолить Путину? Никакая рациональная аргументация не убедит обыкновенного, беспартийного человека, что это достойный поступок. Скорее оттолкнет от тех, кто за такое агитирует. А это значит, что даже в случае успеха “умное голосование” принесло больше вреда, чем пользы.
Оставим политиканство и политтехнологии Кремлю. По этой части их все равно не переплюнуть. Это их родной вид спорта: объегорят, надуют, на козе объедут.
У сторонников демократии должны быть другие методы, против которых у диктатуры нет оружия: достойное поведение, красивые поступки, генерация привлекательных идей и консолидация привлекательных людей.
Почему я пишу это только сейчас, после драки, я думаю, понятно. Мешать Навальному, который из тюрьмы звал всех участвовать в “УГ”, было совершенно невозможно. Однако нынешние псевдовыборы – не более чем малозначительный эпизод, который через пару недель забудется. Речь же идет об общем принципе.
Он давно сформулирован: методы, которыми ты пользуешься, еще важнее, чем конечная цель.
Если не сбиваться с этого фарватера, он никогда не подведет.