Начало 1960-х годов – время чрезвычайного напряжения в мировой политике. Пик холодной войны. Карибский кризис. Мир замер в страхе ядерного противостояния. США и СССР наращивают свои ядерные потенциалы, концентрируя войска в максимальной близости к границам друг друга (ничего не напоминает?). Да, мир был на грани большой войны, по большому счету, которой удалось избежать лишь чудом… Задержание и суд над шпионом, работавшим в пользу США и Великобритании, полковником ГРУ Олегом Пеньковским, едва не стали поводом для катастрофы.
Подвел профессионализм
Конец января 1962 года. Москва. Из посольства Великобритании выходит молодая, скромно одетая женщина. Анна Чизхолм, жена британского дипломата, молодая мать и, по данным КГБ, возможный агент МИ-6. За ней установили наружное наблюдение. Категория «выборочное», следили за выходами с территории дипмиссий не за всеми и не всегда. И в этот раз предполагалось – слежка будет, скорее, «для галочки». Анна никуда не спешила, прошлась по центральным бульварам, зашла на рынок, купила килограмм яблок и вроде бы повернула в сторону посольства. «Наружники» было уже совсем расслабились… На обратном пути женщина зашла в один из подъездов. Пробыв там секунд 20 (по легенде – поправляла чулки), вышла и продолжила путь домой. Дремавших «кагэбэшников» смутил лишь один момент: сразу после нее из этого же парадного вышел солидного вида мужчина и направился в другую сторону. «Для протокола» решили проследить и за ним. И вот здесь начались неожиданности. Незнакомец так лихо и профессионально ушел от «наружки», что побудило установить за Чизхолм постоянное и особенно тщательное наблюдение.
Подозрения оказались не напрасными. Через несколько дней Чизхолм снова вышла на променад и снова как бы случайно зашла в один из проходных подъездов. И в этот раз практически сразу после нее оттуда вышел все тот же мужчина. Второй шанс оказался для оперативников удачным. Человек, которого они вели, попетляв по городу, в итоге объявился в одном из «закрытых» государственных учреждений. Дальше – дело техники. Подозрительного мужчину просчитали за день – им оказался полковник ГРУ Олег Пеньковский.
Настоящий полковник
Кто такой Олег Пеньковский? Герой Второй мировой войны. Блестящая карьера. Родился в Орджоникидзе (сейчас Владикавказ) в 1919 году. Рос без отца, воспитывался матерью. После школы поступил и успешно окончил в 1939 году Киевское артиллерийское училище. А потом для 20-летнего парня началась война. Надолго. Сначала был Польский поход Красной Армии в 1939 году, затем советско-финляндская война, ну и в полной мере с 1941 по 1945 годы – Великая Отечественная. Он был дважды ранен, один раз тяжело. Награжден 13 правительственными наградами (в том числе двумя орденами Красного Знамени – просто так их не раздавали, поверьте).
В 30 лет Пеньковский получает звание полковника. В мирное время окончил две академии, сначала имени Фрунзе, затем ВАСА (Военно-дипломатическая академия Советской Армии). Впереди – шикарные перспективы.
Это предполагает и личные связи молодого полковника. В армии он служил под руководством будущего командующего ракетными войсками главного маршала СССР Сергея Варенцова (с которым сдружился и в итоге испортил ему карьеру), а тестем Пеньковского был генерал-лейтенант Дмитрий Гапанович, начальник политуправления войск Московской области. Казалось бы, весь мир у твоих ног. Но что-то где-то пошло не так.
Стамбульская осечка
Амбициозного и перспективного полковника отправляют в первую загранкомандировку. В Турцию. Официально – дипломатом. Фактически – первым заместителем советского резидента. Очень быстро Пеньковский попадает в странную ситуацию. Якобы пытался продать на центральном рынке Стамбула ювелирные украшения. Со стороны это выглядит как минимум нелогично. Опытный и хорошо обученный офицер вряд ли стал бы рисковать подобными глупостями и мелочами. Вопрос в том, что попался он операм КГБ (Комитет государственной безопасности СССР), будучи сам офицером ГРУ (Главное разведывательное управление СССР). А спецслужбы в те годы настолько недолюбливали друг друга, что «укусить» коллег считалось едва ли не большей честью, чем «зацепить» настоящего шпиона. Где и как подставился Пеньковский, останется загадкой, наверное, навсегда. Но факт есть. Как результат – высылка в Москву, понижение в статусе, крайне отрицательная характеристика и, по сути, конец карьере. Представьте, каким это стало ударом по его амбициям?
В одной из загранкомандировок полковнику Гру предложили на выбор две формы – США и Британии
Примерял две формы
Оказавшись не у дел и практически без конкретных перспектив, полковник Пеньковский начал искать выход на западные разведки. Когда и кто именно завербовал офицера – доподлинно неизвестно. По одной из версий, это произошло в апреле 1961 года в Париже. По другой – через месяц в Лондоне. Равно как до сих пор непонятно, на какую разведку он в итоге работал. Или на британцев, или на США. Не исключено, что в комплексе.
Особенность Пеньковского – он не просил денег. Это был уникальный агент, такие в приоритете у любых спецслужб. Он работал за идею. За имидж, за перспективу. Не случайно в одной из заграничных командировок ему предложили примерить одну из форм полковника или США, или Великобритании. Выбрать – полковником какой страны он станет, когда закончит свою миссию. Вроде бы Пеньковскому больше понравилась британская форма.
Какие секреты выдал завербованный полковник ГРУ? Серьезные. Первое – возможные точки размещений ядерных ракет СССР. Да, именно от него пошла информация о наращивании ядерного потенциала на Кубе, что заставило активизироваться США. Еще одна стратегическая информация – о количестве имеющихся в Союзе атомных бомб и их носителей. В Америке выдохнули спокойно. По его данным, стало понятно, что СССР на тот момент серьезно проигрывает США в ядерном противостоянии, и Штаты приостановили производство своих ракет.
Еще говорили о 200 коллегах Пеньковского, учившихся вместе с ним в академиях. Якобы он сдал их личные данные. Резонансно? Безусловно. Вот только массовой высылки советских разведчиков по факту не случилось. Что может быть фактом еще одной версии. Конспирологической. Не исключено, что Пеньковский играл сразу на три разведки, и советская была ключевой.
Официально же он был приговорен к расстрелу. Об этом сообщили все советские СМИ, и приговор был приведен в исполнение в 1963 году 16 мая в 16 часов 17 минут. Так ли закончилась судьба одного из самых известных шпионов, работавших на территории Советского Союза? Загадка. Есть версия, что его перевели на нелегальное положение и скрыли из публичного пространства. Олегу Пеньковскому на момент вынесения приговора было 44 года.
В ТЕМУ
В пропагандистских фильмах, десятками тиражируемых в 60-х, Олега Пеньковского представляли главным «предателем Родины», едва не приведшим ее к катастрофе. Говорили: «разведчиков мы меняем, предателей – расстреливаем».
А вот в британской версии развития событий – «Игры шпионов» («Код: Залізна кора» – в украинском прокате, оригинальное название The Courier) показано, что ради спасения советского шпиона (Пеньковского сыграл Мераб Нинидзе) – британский связной (Бенедикт Камбербэтч) поплатился свободой.
КСТАТИ
Семья шпиона – жена Вера Дмитриевна и дочь Мария – прошли тщательную проверку. Она показала – ни супруга, ни дочь ничего не знали о «дополнительной работе» отца семейства. Редкий случай даже для времен «хрущевской оттепели». Им разрешили поменять фамилию на девичью матери – Гапанович. Дочери даже помогли поступить в МГУ, «чекисты» говорили: «зла не держим», на самом деле, думается, из уважения к деду.