Если говорить о легионерах La Legion Española, то в первую очередь стоит, конечно же, упомянуть их внешний вид.
Вид у них действительно весьма колоритен. Легионерам можно носить бороды, можно делать обширные татуировки на открытых частях тела (то и другое — добрая традиция и не только не запрещается командованием, но даже поощряется), и положено по уставу расстёгивать рубашку. Некоторые аж до пупка расстёгивают, причём прямо на параде.
Конечно, резко озабоченным вопросами ЛГБТ-сообщества личностями русскоязычного интернета это трактуется на свой лад, но вменяемым людям реальный посыл понятен: фанфаронство испанским солдатам было свойственно всегда. Достаточно почитать итальянскую литературу Ренессанса — каков там карикатурный образ испанца… Голой грудью на пули, и всё такое.
Нельзя не вспомнить ту же шуточку немцев про Division Azul: «Если вы увидите немецкого солдата небритого, с расстёгнутой гимнастёркой и выпившего, не торопитесь его арестовывать — скорее всего, это испанский герой.»
Ко всему прочему, парадными атрибутами Легиона являются брутальные топоры (как у французских коллег), а живой символ подразделения — козёл. В этом месте важно отметить, что слово cabron (козёл) в испанском языке имеет точно то же переносное оскорбительное значение, что и в русском. Ещё один элемент откровенного эпатажа.
Испанцы и в XXI веке продолжают следовать принципам, установленным терциями и ландскнехтами в веке XVI: элитные солдаты должны выглядеть максимально пафосно, ярко, вызывающе. Чтобы прямо вот аж дух захватывало, и тем самым ярко отличаться от обычных военных. Испания вообще, вопреки масскультовому образу — страна весьма консервативная, ориентированная на традиции. Так было и в Ренессансе, так есть теперь.
Однако, не стоит обманываться смешным внешним видом легионеров. Эти люди отнюдь не смешные — это действительно элитные войсковые части, на всём протяжении своей истории активно участвующие в войнах. Во всех крупных современных операциях НАТО — ещё как, в полный рост. Ничего серьёзного на протяжении последних десятилетий без этих ребят не обошлось. Достаточно сказать, что при общей численности до 8000 человек (смотря, в какой момент времени), контингенты в районе боевых действий доходили до тысячи. Например, в Боснии. Это много, учитывая что Испания — ясное дело, давно уже не какая-то существенная сила в Европе.
Собственно говоря, Испанский Легион позиционируется, как прямой наследник терций. Даже лозунг про novios de la muerte («женихи смерти») используется, как и в XVI веке. Это занятно с той точки зрения, что и одна из трёх первых терций, Tercio Viejo de Sicilia (которая, например, снимала Великую осаду Мальты), в испанской армии совершенно независимо от Легиона существует до сих пор.
Многие ошибочно полагают, что всё это как-то связано с Франко, но нет: Легион основали ещё в 1920 году, а Франко сам служил в нём. Соответственно, совершенно ни при чём и Division Azul — добровольческое подразделение. Кстати говоря, голубой оттенок формы остался именно от рубежа XIX-ХХ веков, когда так испанские солдаты и выглядели: у «Голубой дивизии», в противоположность не совсем корректному русскому переводу, форма была насыщенно-синей.
В русскоязычной Википедии почему-то написано, что основал Легион Хосе Мильян Астрай, но это не так. Он был его первым командиром, однако инициатива создания принадлежит другому человеку — военному министру Хосе Виллальба Рикельме.
Ещё один частый вопрос — насколько это похоже на Французский Иностранный Легион? Ну… средне. Изначально-то подразделение и правда именовалось Tercio de Extranjeros, «терцией иностранцев». И туда действительно, для войны в Марокко, вербовались иностранцы. Теперь, с 90-х годов, иностранцы в Легионе представлены только латиноамериканцами и уроженцами Экваториальной Гвинеи. Так что нет, всех подряд не берут.
Основными подразделениями легиона сегодня являются четыре терции, которые носят изумительно пафосные названия:
— Первая терция «Великий Капитан»
— Вторая терция «Герцог Альба»
— Третья терция «Дон Хуан Австрийский»
— Четвёртая терция «Алессандро Фарнезе»
Хотя четырьмя терциями всё не исчерпывается: там хватает и других структурных подразделений, поменьше. Правда и они иногда носят пафосные названия.
Вместе с тем, испанцы (а тем более — латиноамериканцы) не были бы сами собой, не умудрись они нажить себе неоднозначную репутацию. Города не вырезают почём зря, как их славные предки времён «испанской ярости», но зато постоянно влипают в скандалы из-за оборота наркотиков. Я имею в виду — партий в десятки и сотни кило, а не «покурить в казарме».
И на последок самое любопытное.
В Испанском Легионе служит много женщин, в том числе и в боевых его частях. Это, кстати, не совсем веяние эмансипации: в личном составе терции XVI века женщины тоже норма, хоть и в санчасти. Да и недаром ещё Эрнан Кортес писал:
«Это неверно, сеньор, что испанские женщины оставляют своих мужей в войну. Они умирают там же, где умираем мы. Индейцы уже поняли, почему наши солдаты так отважны: их жёны и сами умеют сражаться.»
Аж до 9% легионеров женского пола, якобы, хотя конкретные цифры численности я видел поменьше. Насколько я понимаю, 9% касается неких конкретных подразделений, в частности — именно так обстоит в Четвёртой терции «Алессандро Фарнезе». В любом случае, хватает их.
Отвечу на самый волнующий вопрос, который у подписчиков точно возник: таки да! Глубооокое декольте разрешается и женщинам (хотя не все такой возможностью пользуются).